Cанкции за нарушение прав потребителей: юридические нюансы
Оглавление:
В законодательстве существует презумпция правоты потребителя. При этом именно производителю или продавцу зачастую приходится доказывать правомерность своих действий и соответствие их предписаниям закона. Если же суд или иной государственный орган посчитают, что все же продавец не прав, то последуют санкции за нарушения прав потребителей.
В чем заключается нарушение прав потребителей
В отношении покупателей (заказчиков) можно выделить несколько признаков, свидетельствующих о нарушении прав потребителей. В первую очередь, это проблемы с качеством проданных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Но это еще не все. Ущемлением интересов потребителей будет несвоевременное реагирование на их обоснованные обращения. В частности, за это устанавливает ответственность законодательство об ОСАГО. Не нужно забывать о нарушении порядка обслуживания в торговом зале. Ненадлежащее поведение продавцов яркий тому пример. Тогда от администрации магазина можно при желании добиться определенной компенсации. Права потребителей нарушаются при сообщении им недостоверных сведений о продаваемом товаре, оказанной услуге. Сюда относятся и неправдивые пункты инструкции, руководства по эксплуатации.Виды ответственности за нарушение прав потребителей
Итак, рассмотрим виды ответственности за нарушение прав потребителей, их существует несколько:- Штрафные санкции (Пеня, штраф);
- Возмещение ущерба.
Возмещение ущерба за нарушение прав потребителей
Штрафные санкции это еще не все. Ведь некачественной покупкой ее владельцу может быть нанесен вред. Тогда ответственность продавца (производителя) выражается в возмещении ущерба за нарушение прав потребителей. Предположим такую ситуацию. Из-за неисправной техники в квартире случился пожар. Тогда с помощью экспертизы можно определить как причины возгоранию, так и размер нанесенного ущерба. Тогда для его компенсации иск можно предъявить не только к продавцу, но и изготовителю брака. Убытки будут и тогда, когда недостатки устранил покупатель за счет собственных средств. В этом случае необходимо сохранять у себя все подтверждающие документы. Не нужно забывать и о компенсации моральных страданий. Она взыскивается отдельно. Перед визитом к приставу в суде первой инстанции оформляется исполнительный лист (для старта работы приставов потребуется оригинал). Он по законодательству сохраняет юридическую силу в течение трех лет.Порядок взыскания санкций за нарушение прав потребителей
Ниже мы приводим тот алгоритм, которым следует руководствоваться для того, чтобы соблюсти порядок взыскания санкций за нарушение прав потребителей. В первую очередь следует изучить законодательство о защите прав потребителей в части размера штрафных санкций. Они прописываются отдельно по товарам и работам (услугам). По некоторым видам услуг виды ответственности оговаривает специальное законодательство. Например, свои санкции есть по страховке, финансовым услугам. Предварительно желательно проконсультироваться с юристом относительно возможных мер ответственности для продавца (изготовителя). Он же поможет рассчитать все необходимые суммы исходя из характера возникших правоотношений.Если речь идет о материальных убытках, следует позаботиться о документальном подтверждении суммы ущерба. Это могут быть заключение эксперта, документы на ремонт, подтверждения расходов на лечение, многое другое. После того, как весь пакет документов в наличии, можно готовить иск. В нем требования о привлечении продавца (изготовителя) к ответственности могут быть объединены с взысканием основной суммы. Под ней подразумеваются взыскание стоимости товара, страхового возмещения, внесенной предоплаты. При этом все требования в иске выделяются отдельным списком. Также желательно выделить в отдельное приложение детальный расчет всех истребуемых сумм.
Когда на руках будет готовое решение, следует обратиться за помощью к судебным приставам. Тогда все санкции взыскиваются в принудительном порядке. Презентация - Санкции за нарушение прав потребителей