Претензия перед обращением в арбитражный суд: юридические нюансы
Оглавление:
Многие предприятия и индивидуальные предприниматели не хотят обременять себя судебными тяжбами с контрагентами. Этому находятся простые объяснения. Во-первых, дело в арбитраже может длиться месяцами, та и обойдется это недешево. Не нужно забывать и об исполнительном производстве, которое также может затянуться. Поэтому целесообразно попробовать решить арбитражный спор в досудебном порядке. Тем более, что соответствующая процедура с недавнего времени считается обязательной по большинству категорий дел.
Что подразумевается под досудебным решением спора
Прежде всего, это направление контрагенту письменной претензии. Она уже содержит требования добровольно восстановить нарушенные права (оплатить задолженность, передать имущество, освободить помещение). Обязательность предъявления претензии устанавливает статья 4 АПК РФ. В то же время там содержаться и некоторые исключения. В частности, претензия не нужна при:- установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- делах о банкротстве;
- обжаловании того решения, которое по спору ранее вынес третейский суд;
- корпоративных конфликтах;
- защите прав сразу группы лиц.
Содержание претензии
В заглавной части указываются реквизиты автора претензии, а также ее получателя. Если дело касается перечисления средств, то следует привести актуальные платежные реквизиты получателя. Нужно четко указать название документа («Претензия»). Под ним пишется суть требований. Если дело касается взыскания денежных средств, то обозначается их общая сумма. Основной блок претензии открывает описание взаимоотношений между сторонами. В частности, указываются реквизиты договора, а также характер совершенных по нему действий. Например, если речь идет об оплате поставленного товара, то упоминаются номера и даты накладных, по которым он был передан. Далее автор претензии должен обосновать, в чем именно были нарушены его права со стороны контрагента. Для этого делается ссылка не только на пункты договора, но и нормы законодательства, регулирующего спорные отношения. Завершающими в претензии являются требования. Они должны быть четко сформулированы и перечислены по пунктам. Как и в случае с иском, у претензии существуют приложения. Сюда входят копии всех документов (договоров, накладных, актов, счетов-фактур и т.д.), которыми подкреплены требования. Если дело касается взыскания средств, то нужно привести детальный расчет. При этом отдельно обозначаются основной долг, штрафные санкции, проценты, убытки. Когда претензия оформляется и подписывается представителем, то обязательно к ней прилагается и копия доверенности. Предприятиям, предпринимателям свойственно менять адрес ведения деятельности. Перед написанием претензии целесообразно проверить через государственные реестры текущее местонахождение контрагента.Направление и рассмотрение претензии
Ее можно вручить как лично (обязательно под роспись), так и отправить почтой с описью вложения и обратным уведомлением о получении.Если претензия передается лично, то проследите, чтобы на собственном экземпляре стояли не только подпись, но и инициалы и должность того человека, который получил документы.
По умолчанию считается, что на рассмотрение претензии отводится месяц от даты ее получения. Однако другие сроки могут быть обозначены:
- в договоре между сторонами;
- законодательными нормами, регулирующими спорные отношения.
Если почта вернула письмо с претензией назад, то на практике считается, что срок рассмотрения претензии начинается от даты, проставленной на конверте отделением связи.
Помните, что в иске, подаваемом в арбитражный суд, в обязательном порядке следует указать о ходе доарбитражного урегулирования спора. Иными словами, нужно привести реквизиты претензии, дату ее отправки (вручения), а также содержание полученного ответа. Если же претензия осталась без внимания, то также упоминается об этом.
Копия претензии с почтовым конвертом, уведомлением о вручении прикладывается к иску. Иначе арбитражный суд вправе оставить заявление без движения.
Подготовку претензии желательно доверить юристу. Он изучит все документы и сможет грамотно сформулировать состав всех требований к контрагенту. Кроме того, юрист может проконтролировать и ход рассмотрения обращения.
Презентация - Претензия перед обращением в арбитражный суд